Настройки
a a a
Август
17.8.2017
С 17 по 25 августа государственное учреждение образования "Академия последипломного образования" проводит серию обучающих курсов (семинаров-практикумов) для педагогов специального и инклюзивного образования
Сентябрь
11.9.2017
21 сентября 2017 г. Министерство образования и науки Республики Казахстан совместно с Национальной академией образования им. И. Алтынсарина проводит международную научно-практическую конференцию «Особенности развития инклюзивного образования: международный опыт и отечественная практика»
19.9.2017
С 19 по 20 сентября в Академии последипломного образования пройдет обучающий курс (семинар-практикум) «Содержание и организация психолого-педагогического сопровождения детей с особенностями психофизического развития в учреждении образования»
Октябрь
19.10.2017
С 19 по 20 октября в Академии последипломного образования пройдет обучающий курс (семинар-практикум) «Педагогические технологии в инклюзивном образовании»
 
  

Всероссийский семинар для педагогов, работающих с детьми после кохлеарной имплантации

11-12 декабря 2014 года в г.Москве состоялся Всероссийский семинар для педагогов, работающих с детьми после кохлеарной имплантации (далее – семинар), в котором приняли участие специалисты государственного специального дошкольного учреждения «Республиканский центр для детей дошкольного возраста с нарушением слуха» (г.Минск).
Семинар организовывался ООО «Центр образовательных услуг» при участии автономной некоммерческой организации «Научно-методический центр образования, воспитания и социальной защиты детей и молодежи «СУВАГ», НОЦ «Социальная защита детей и молодежи» ФГБОУ ВПО МГГУ имени М.А. Шолохова.
Отличительной особенностью семинара являлись практическая направленность и реализация масштабных, системных изменений сферы образования детей после кохлеарной имплантации, вовлечения большей части субъектов Российской Федерации и образовательных организаций в процессы инновационного социально-ориентированного развития страны и внедрения инноваций.
Цель семинара - повышение профессиональной компетентности педагогических работников и специалистов образовательных организаций (учителей-дефектологов, педагогов и специалистов образовательных организаций, специалистов психолого-медико-педагогических комиссий и др.) по вопросам работы с детьми после кохлеарной имплантации на основе распространения современных профессиональных методик.
Задачи семинара определялись следующим образом:
- познакомить участников семинара с современными подходами (теоретическими и методическими аспектами) к решению проблемы реабилитационной работы и коррекционной помощи детям после кохлеарной имплантации в условиях дошкольной образовательной и общеобразовательной организации;
- обсудить, уточнить и конкретизировать сущность и структуру коррекционной работы с детьми после кохлеарной имплантации в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- выработать механизмы внедрения, критерии и методы оценки эффективности новых подходов работы с детьми после кохлеарной имплантации (на основе опыта работы федеральных стажировочных площадок).
Семинар проводился в течение двух дней и включал пленарное заседание, работу экспертно-дискуссионной площадки, круглые столы и мастер-классы. Среди обсуждаемых вопросов были результаты изучения современных подходов к решению проблемы коррекционной работы с детьми после кохлеарной имплантации; сущность и структура коррекционной работы с детьми после кохлеарной имплантации в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; механизмы внедрения, критерии и методы оценки эффективности новых подходов работы с детьми после кохлеарной имплантации (на основе опыта работы федеральных стажировочных площадок)
В работе семинара принимали участие:
Фальковская Лариса Павловна – кандидат психологических наук, начальник отдела образования детей с проблемами в развитии и социализации Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки Российской Федерации;
Коростелев Борис Алексеевич - председатель Координационного совета по социальной политике и делам инвалидов Ассоциации межрегионального социально-экономического взаимодействия «Центральный федеральный округ», директор научно-образовательного центра «Социальная защита детей и молодежи» ФГБОУ ВПО МГГУ имени М.А. Шолохова, член-корреспондент Академии медико-технических наук Российской Федерации;
Тер-Григорьянц Радмила Георгиевна - директор автономной некоммерческой организации «Научно-методический центр образования, воспитания и социальной защиты детей и молодежи «СУВАГ», член бюро административного совета международной ассоциации верботонального метода (МАВМ);
Козина Владимир - магистр технических наук, дипломированный инженер, профессор-преподаватель в Высокой Школе Информационных Технологий (VSITE) Загребского университета (Хорватия), инженер-проектировщик, автор и конструктор электроакустических верботональных аппаратов серии ВЕРБОТОН (Хорватия);
Акрап Котевски Вишньа - профессор логопедии «Поликлиника СУВАГ» г. Загреб (Хорватия), «Университет ЛаТробе» г. Мельбурн (Австралия), частная практика «Новое слово» г. Загреб (Хорватия);
Жустра Миа - лингвист, преподаватель Загребского университета (Хорватия);
Бахшинян Виген Владимирович - к.м.н., руководитель Центра кохлеарной имплантации ФГБУН РНПЦАиС;
Королева Инна Васильевна – доктор психологических наук, профессор кафедры сурдопедагогики РГПУ им. А.И. Герцена, член правления Российского общества аудиологов, главный научный сотрудник ФГУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт уха, горла, носа и речи Минздравсоцразвития РФ»;
Жигорева Марина Васильевна - доктор педагогических наук, профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А.Шолохова»;
Ларионов Максим Бориславович - начальник отдела социальных программ и проектов ОООИ «Всероссийское общество глухих»;
педагоги, психологи, имеющие опыт работы с детьми после кохлеарной имплантации.
Для проведения мастер-классов использовалось специальное оборудование (в т.ч., специальная электроакустическая аппаратура, позволяющая работать с группой детей с кохлеарными имплантами из 4-6 обучающихся VERBOTON VT42, специальная электроакустическая аппаратура для определения оптимального слухового поля у детей с нарушениями слуха SUVAG, VERBOTON).

В процессе работы семинара обозначены основные направления государственной политики Российской Федерации в сфере образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Отмечалось, что среди основных направлений современной педагогической науки большое внимание уделяется социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, поиску новых подходов к организации коррекционной работы.
Участниками семинара подчеркивалась необходимость создания специальных условий обучения, предполагающих определенное своеобразие содержания обучения, изменение его темпов и сроков, а также перестройку педагогических методов в соответствии со структурой основного нарушения, специфическую организацию трудовой подготовки, внеклассных и внешкольных занятий и наличие лечебно-профилактической помощи и контроля. При этом огромное значение в коррекционно-педагогическом процессе приобретают технологии, позволяющие достичь высокого уровня социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (в частности детей с нарушением слуха).
Не остались без внимания вопросы организации коррекционно-педагогической работы с детьми с кохлеарными имплантами, выбора образовательного маршрута для лиц с различной степенью поражения слуховой функции, особенности их слухоречевого развития.
Во время семинара отмечалось, что развитие всех сторон психики ребенка коренным образом зависит от процесса речевого развития и присваиваемых видов деятельности, от характера требований в ходе обучения. При этом основные различия по способам слухоречевой реабилитации как раз касаются особенностей работы по развитию слухового восприятия в раннем возрасте и развитием слуха в школе. Успешность реабилитации обуславливается участием родителей в выполнении избранной воспитательной стратегии. Развитие речи детей является центральным звеном коррекционно-педагогической работы, которая направлена на преодоление тяжелых вторичных нарушений, обусловленных снижением слуха. Во главу угла многоплановой и разносторонней коррекционно-развивающей работы поставлена система формирования вербального языка как универсального знакового кода в процессах освоения человеком окружающей действительности. Признание словесной речи как цели, средства, условия полноценного развития выступает в качестве главной отличительной черты сложившей сурдопедагогической системы.
Данные обстоятельства формируют мотивационные условия для создания индивидуальных программ реабилитации.
Сегодня существует несколько методов реабилитации имплантированных детей.
Имеется дискуссионное мнение экспертов, а также позиция Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих» по вопросу реабилитации КИ-имплантированных детей методом тотальной коммуникации с использованием в качестве инструмента жестовый язык. Всероссийское общество глухих считает, что многолетняя психолого-педагогическая практика показывает, что применение русского жестового языка совместно с устной и письменной речью в учебно-воспитательном процессе способствует эффективному освоению знаний, умений и навыков неслышащими учениками для дальнейшей успешной самореализации в обществе.
Высокую оценку специалистов всего мира получила слухоречевая реабилитация на основе верботонального метода Петера Губерина (г.Загреб, Хорватия), которая эффективно используется в российских школах. Более шестисот центров в мире работают по этому методу.
Верботональная система, в отличие от других теорий, исходит от человека - субъекта в процессе коммуникации и от его возможностей. Исходя из человека, перцепцию начали считать основным звеном в коммуникативной цепочке: эмиссия, трансмиссия, перцепция, репродукция (воспроизведение). По мнению академика Петера Губерина, «слушание является основным звеном в коммуникативной цепочке. Если перцепция (слушание) нормальное, становление и функционирование речи не является проблемой. В другом случае, если перцепция ослаблена, речь будет претерпевать изменения, а эмиссия деформироваться». Исходя из этих основных принципов, верботональный метод ориентируется не на патологию, а на развитие человека и языка как целостную структуру. Верботональная система базируется на восприятии мозгом речи на основе слуха и других органов чувств и соответствует модели развития языка нормально слышащих детей. Данный специфический подход к проблеме речевой коммуникации нашел применение в реабилитации детей с кохлеарными имплантами.
В Центре-Поликлинике СУВАГ (г. Загреб, Хорватия) (далее – Центр), основателем которого был профессор, автор верботональной системы Петер Губерина, в настоящее время открыто отделение реабилитации детей с кохлеарными имплантами. Из 400 детей, посещающих Центр каждый день, 117 человек реабилитируются в отделении кохлеарной имплантации. Для каждого ребенка с кохлеарным имплантом составлена специальная программа с учетом времени потери слуха (врожденное снижение слуха, до овладения или после овладения речью); длительности периода между потерей слуха и кохлеарным имплантом; модели используемого импланта и его технических характеристик (способа кодирования речевых сигналов, числа электродов и т.д.); оценки слухоречевого развития; психологической готовности; опыта слушания в слуховых аппаратах; уровня дооперационной реабилитации; социального окружения.
Сформированы группы: проимплантированные в возрасте до 3 лет; в возрасте 3-4 года и смешанная группа, в которой занимаются дети с кохлеарными имплантами и тугоухие в возрасте 3-4 лет. В Центре дети с кохлеарными имплантами находятся в среднем около 2-х лет, а затем идут в обычный детский сад. Потом им потребуется только настройка кохлеарного импланта и индивидуальная реабилитация, которую они будут получать в Центре.
Реабилитация слушания и речи детей с кохлеарным имплантом осуществляется в индивидуальной и групповой форме, при этом применяются специальные верботональные приемы, которые дают возможность усваивать речь (фонетическая ритмика и музыкальная стимуляция, драматизация, аудиовизуальные приемы).
В результате работы с кохлеарным имплантом шепот, ритмический рисунок, голос, чтение не отличаются от речевого статуса нормального развития.
Замечено, что только после шести месяцев реабилитационных занятий у таких детей значительно меняется настройка процессора в связи с развитием слухового восприятия. Эффективность послеоперационной реабилитации во многом зависит от качества дооперационной работы. Обращалось внимание на большие трудности с детьми, у которых не было опыта слушания и работы со слуховым аппаратом, для данной категории детей требуется более продолжительная слухоречевая реабилитация.
На основе практической работы отделения реабилитации детей с кохлеарными имплантами в Загребе разработана специальная программа и выработаны рекомендации для проведения кохлеарной имплантации. Важное место отводится системе слухоречевой реабилитации.
Для неслышащих детей разработаны пути реабилитации за счет использования телесной (вибротактильной) проводимости низких частот. Техническую сторону составляют оригинальные электроакустические аппараты, которые имеют возможность трансмиссии низких тонов, включая инфразвук.
Начинать тренировку слуха надо на наиболее сохранной частотной полосе.
Особое значение придается движениям тела, вестибулярному аппарату. Подчеркивается, что вестибулярный аппарат может реагировать на звуки до 1000 Гц и в определенной степени заменять кохлеарную активность. Телесный и слуховой путь являются основой для реабилитации детей с нарушениями слуха. При развитии речи принципиальное значение придается работе над ритмом, темпом, интонацией.
Индивидуальный план развития может дополняться или изменяться после определения успешности реабилитационных мероприятий, проводимых в течение года. Контроль эффективности осуществляется на основе диагностики уровня развития, представленного в обследованиях, проводимых специалистами учреждения по окончании календарного периода (первого полугодия, а затем — второго полугодия). Сравнение результатов обследований, относящихся к началу периода, с результатами в конце указанного периода отражает динамику развития ребенка в различных сферах компетентности: познавательной, коммуникативной, игровой и др. Также оценивается соответствие определенных ранее технологий воспитания и обучения прогнозируемым результатам развивающей и коррекционной работы. Наряду с этим после оценки эффективности может быть предложен вариант изменения образовательного маршрута.
Много внимания в работе семинара уделялось вопросам психолого-педагогической поддержки школьника с кохлеарным имплантом в общеобразовательном классе. В выступлении Королевой И.В. обращалось внимание на различные условия обучения лиц с нарушением слуха, на изменившиеся взгляды в вопросах интегрированного обучения, особой роли ранней диагностики, слухопротезирования, кохлеарной имплантации в развитии интегрированного обучения.
Среди необходимых условий обучения детей с нарушением слуха в массовой школе ею выделены:
-наличие адекватной коррекционной помощи ребенку с кохлерным имплантом, находящемуся в условиях интеграции;
-систематический контроль за развитием ребенка, эффективностью его интегрированного обучения, включенностью в жизнь класса;
-обеспечение необходимых аппаратурно-технических условий успешного обучения ребенка с кохлеарным имплантом в коллективе здоровых детей.
Выделены следующие формы интегрированного обучения:
-полная интеграция;
-частичная интеграция;
-комбинированная интеграция;
-временная интеграция;
-«гибкие» классы.
Определены трудности, с которыми сталкивается ребенок с кохлеарным имплантом в общеобразовательной школе и которые необходимо учитывать при организации их совместного обучения со слышащими сверстниками:
-трудности понимания речи учителя и одноклассников (акустические условия (шум, эхо), использование 1 кохлеарного импланта, внятность речи учителя);
-проблемы слухового внимания, памяти;
-недостаточный словарный запас и грамматика;
-трудности овладения программой (несформированность общих представлений о мире и др.);
-проблемы взаимодействия с учителем;
-проблемы взаимодействия с одноклассниками.
Среди решений (минимизации) проблем восприятия материала на уроке у ребенка с кохлеарным имплантом были выделены:
-контроль и учет акустических условий в классе (расположение ученика и учителя, материалы стен и пола и др.);
-использование технических средств, в частности – FM системы;
-педагогические: (максимальное использование наглядности, опережающее обучение (накануне родители прорабатывают материал урока дома, предварительное ознакомление с новым словарем и восприятие его на слух), выполнение диктантов индивидуально, сидя рядом с ребенком со стороны кохлеарного импланта или напротив него);
- дополнительные занятия по родному языку (грамматика, словарь).
Большую значимость имели практические рекомендации для учителей и всех заинтересованных специалистов (примеры некоторых из них):
1. Оптимальное место для ученика с КИ в классе - 1 парта посередине класса, напротив стола учителя.
Ребенок не только лучше слышит учителя, но также видит его лицо и может использовать информацию о том, что сказал учитель по движениям губ (чтение с губ).
2. Если нет возможности посадить ребенка на 1 парту перед своим столом, то его можно посадить на 1 парту в боковом ряду. Лучше, если он будет сидеть у окна – в этом случае ему лучше видно лицо учителя.
3. Важно обратить внимание на источники шума в классе (шум улицы из окна, шум из коридора от двери). Например, если от окна с улицы идет шум, то лучше выбрать 2-ю парту посередине класса.
4. Надо учитывать, с какой стороны у ребенка КИ – он должен быть обращен в сторону учителя.
5. Детей, которые носят на одном ухе КИ, а на другом слуховой аппарат, также лучше посадить, так, чтобы КИ был на стороне, обращенной к учителю.
Ребенку с КИ будет легче понимать речь других и осваивать материал урока, когда:
1. В помещении отсутствуют фоновые шумы или они сведены к минимуму.
2. В помещении стены и пол покрыты материалами, поглощающими звук (ковровые покрытия на полу, занавески на окнах, заглушки на ножках стульев).
3. Ученики говорят по одному и не перебивают друг друга.
4. Перед выполнением задания учитель дает инструкцию ребенку, когда в классе тихо.
5. Учитель говорит четко, не быстро, не длинными предложениями.
6. Информация, даваемая ученику устно, точно (понятно) сформулирована и произнесена голосом достаточной громкости.
7. Обращаясь к ученику или давая ему задание, учитель сначала называет ребенка по имени или предваряет ее словами, привлекающими внимание ребенка. Например: «Дети, а теперь вы …», «Ребята, сейчас я …», «Вова, пожалуйста, напиши …».
8. Учитель выделяет голосом, наиболее важную информацию в своей речи.
9. Учитель использует наглядный материал при объяснении темы урока.
10. Программа дисциплины в целом и урок четко структурированы и хорошо предсказуемы.
Этим и многим другим вопросам были посвящены выступления, мастер классы, дискуссии семинара.
Участники семинара получили методические материалы, раскрывающие вопросы содержательного и технологического обеспечения коррекционной работы с детьми после кохлеарной имплантации.

Информация подготовлена специалистами государственного специального дошкольного учреждения «Республиканский центр для детей дошкольного возраста с нарушением слуха»