Настройки
a a a
Июнь
15.6.2017
С 15 по 30 июня государственное учреждение образования "Академия последипломного образования" проводит серию обучающих курсов (семинаров-практикумов) для педагогов специального и инклюзивного образования
Июль
4.7.2017
С 4 по 7 июля государственное учреждение образования "Академия последипломного образования" проводит серию обучающих курсов (семинаров-практикумов) для педагогов специального и инклюзивного образования
Август
17.8.2017
С 17 по 25 августа государственное учреждение образования "Академия последипломного образования" проводит серию обучающих курсов (семинаров-практикумов) для педагогов специального и инклюзивного образования
Сентябрь
19.9.2017
С 19 по 20 сентября в Академии последипломного образования пройдет обучающий курс (семинар-практикум) «Содержание и организация психолого-педагогического сопровождения детей с особенностями психофизического развития в учреждении образования»
 
  

Изучение опыта Российской Федерации в организации дистанционного обучения лиц с инвалидностью

В период с 27 по 30 января 2015 года специалистами Министерства образования Республики Беларусь, Белорусского государственного университета имени Максима Танка и Национального института образования осуществлялось изучение опыта организации дистанционного образования лиц с инвалидностью в Российской Федерации. С такой инициативой выступала белорусская сторона по поручению Министра образования Республики Беларусь в целях возможного использования дистанционных технологий при обучении детей-инвалидов и детей, временно находящихся в организациях здравоохранения.

В рамках визита состоялось обсуждение вопросов дистанционного обучения в Российской Федерации и в Республике Беларусь. В обсуждении приняли участие Терехина И.О., заместитель директора департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобранауки России, рассказавшая о дистанционном образовании лиц с инвалидностью в Российской Федерации; Ездов А.А., директор государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы центр образования «Технологии обучения», познакомивший с деятельностью учреждения образования; Змушко А.М., Васильева И.Н., Гордейко В.В., рассказавшие об использовании информационно-коммуникационных технологий в образовании лиц с ОПФР в Республике Беларусь.

Нормативной правовой основой для использования дистанционного образовательных технологий на всех уровнях образования в Российской Федерации является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 16) и приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 января 2014 г. № 2 г. Москва «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

В Российской Федерации дистанционное обучение детей-инвалидов активно реализуется с 2009 года. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2009 № 525 «О предоставлении в 2009 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на организацию дистанционного образования детей-инвалидов в 2009 году» направлены средства на оснащение компьютерным, телекоммуникационным и специализированным оборудованием рабочих мест детей и педагогических работников, осуществляющих дистанционное обучение, подключение рабочих мест к сети Интернет, обучение педагогических работников и родителей детей-инвалидов по вопросам организации дистанционного образования и организационно-методического обеспечения. Имеется также письмо Минобрнауки РФ от 30.09.2009 N 06-1254 «О Рекомендациях по организации деятельности по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъекте Российской Федерации».

На организацию дистанционного образования детей-инвалидов в регионах Российской Федерации затрачено порядка 9 млрд. российских рублей из федерального бюджета. Создано 25 тысяч рабочих мест для детей и 20 тысяч рабочих мест для учителей. В настоящее время функционирует около 18 тысяч рабочих мест детей. Финансирование дистанционного обучения переведено на региональный уровень, что сказалось на его объемах.

Представители белорусской делегации ознакомились с деятельностью государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы центр образования «Технологии обучения» (далее – Центр). Центр функционирует с 2003 года. Он организован из школы надомного обучения. Подчиняется непосредственно департаменту по образованию города Москвы. Оборудован современной компьютерной техникой (Apple). У каждого учителя имеется персональный ноутбук со всей необходимой периферией. Рабочее место ребенка оборудовано стационарным компьютером также со всей необходимой для конкретного ребенка периферией. Периферия у учителя и ребенка одинаковы. Рабочее место учителя оборудовано двумя веб-камерами.

Основные категории детей-инвалидов, получающих дистанционное образование, - дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, дети с аутизмом и дети с тяжелыми соматическими заболеваниями, приведшими к инвалидности. В Центре не обучаются дети с интеллектуальной недостаточностью, так как их сложно мотивировать на осуществление самостоятельной деятельности.

В настоящее время в Центре обучаются 700 учащихся и работают 200 учителей.

Для каждого ребенка составляется программа и индивидуальный учебный план на основе стандартного планирования с учетом индивидуальных особенностей. Эту работу осуществляет консилиум. Индивидуальный учебный план согласовывается с родителями. Планы меняются в зависимости от состояния и возможностей ребенка.

Ежемесячно проводится малый педсовет по каждому ребенку, в форуме. Тему определяет классный руководитель. Максимальная учебная нагрузка соответствует санитарным правилам и нормам. Обучение осуществляется по классам. Однако оно происходит преимущественно в индивидуальной форме. Учащиеся могут объединяться в группы по несколько человек (до 8-10). Большинство занятий проходит дистанционно, но имеются и очные уроки в школе. Центр осуществляет подвоз обучающихся на специально оборудованном транспорте (в Центре имеется парк специальных автомобилей).
Ведутся электронные журналы, электронные дневники.

В Центре предъявляются довольно высокие требования к учителям: они должны владеть, помимо методики своего предмета, основами коррекционной педагогики, дидактикой дистанционного обучения, информационными технологиями. Учителя постоянно работают над повышением своей квалификации, участвуют в семинарах. Осуществляется запись и анализ лучших уроков. Используется гибкая система надбавок, например, за обучение детей в группе, а не индивидуально, предусмотрен повышающий коэффициент.

Педагогами Центра разработаны 250 курсов. В настоящее время вполне реально собирать необходимый курс из того, что есть в интернете, по мнению директора Центра.

Центр проводит многочисленные семинары по дистанционному образованию, что составляет дополнительный источник дохода.

Для родителей и учащихся обучение в Центре бесплатно. Однако стоимость обучения ребенка для бюджета – около 250 тысяч российских рублей в год.

Центр имеет контракт с юридической фирмой, разрабатываются документы, регламентирующие разные аспекты его деятельности, не типовые, но непротиворечащие законодательству.

В течение последних трех лет Центр координирует обучение в учреждениях здравоохранения. Это порядка 1700 детей и 300 учителей. Однако обучение детей, находящихся в больницах, не является дистанционным. В настоящее время только обсуждается вопрос о закупке планшетов для использования их при обучении детей в больницах.

В ходе визита белорусской делегации было также организовано посещение государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения г.Москвы «Колледж малого бизнеса №4» (далее – КМБ №4), которое представляет собой современный образовательный комплекс по обеспечению непрерывного доступного образования лиц с разными стартовыми возможностями, реализующий возможности инклюзивного образования. Комплекс КМБ №4 включает несколько структурных подразделений: 2 детских сада, 2 школы и колледж, расположенный в двух зданиях. Такая структура позволяет реализовывать образовательные программы и обеспечивать преемственность образования на разных ступенях.

В КМБ №4 обучаются как дети, не имеющие особенностей психофизического развития, так и дети с интеллектуальной недостаточностью, дети с нарушением слуха, дети с нарушениями зрения. Всего в КМБ №4 около 1500 воспитанников, учащихся, студентов и 320 сотрудников.

В ходе визита в КМБ №4 обсуждались вопросы подушевого финансирования учреждения, его профориентационная работа и профессиональная подготовка учащихся, обеспечение учебными изданиями воспитанников с особенностями психофизического развития, инклюзивные тенденции в образовании. Осуществлялось знакомство с материально-технической базой КМБ№4.

С подробной информацией об учреждениях образования г.Москвы можно ознакомиться по следующим ссылкам:
http://iclass.home-edu.ru – сайт Центра образования «Технологии обучения»
https://www.youtube.com/watch?v=C-X5kh7y3G0&feature=youtu.be – фильм «Творящие добро» о Центре образования «Технологии обучения»
http://kmb-4.mskobr.ru – сайт Колледжа малого бизнеса №4

в Центре образования "Технологии обучения"
в Центре образования "Технологии обучения"
в Центре образования "Технологии обучения"
в Центре образования "Технологии обучения"
кабинет логопеда в КМБ №4
урок математики в КМБ №4
трудовое обучение в КМБ №4
трудовое обучение в КМБ №4
трудовое обучение в КМБ №4