Настройки
a a a
 
  

Понятие «педагогическая технология»

Понятие «педагогическая технология» в последнее время получает более широкое распространение в теории обучения.

Термин «технология» используется в педагогической литературе и получил множество (более трехсот) формулировок.

Технология - это совокупность форм, методов, приемов и средств, приме­няемых в какой-либо деятельности.
А. В. Хуторской «Методические основы образования в 12-летней школе».
Педагогическая технология это содержательная техника реализации учеб­ного процесса (В.П. Беспалько).
 

Педагогическая технология в учебной практике употребляется на трех иерархически соподчиненных уровнях:

 В структуру педагогической технологии входят:

  • Организация учебного процесса
  • Методы и формы учебной деятельности учащихся
  • Деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала
  • Диагностика учебного процесса.
 
Любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям:
  • Концептуальность. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию.
  • Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.
  • Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.
  • Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
  • Воспроизводимость подразумевает возможность применения педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.
 

Анализ педагогической технологии

  1. Идентификация.
  2. Название технологии.
  3. Концептуальная часть (описание идей, гипотез, принципов технологии)
      • целевые установки и ориентации;
      • основные идеи и принципы;
      • позиция ребенка в образовательном процессе.
  4. Особенности содержания образования:
      • ориентация на личностные структуры (ЗУН, СУД, СУМ, СЭН, СДП);
      • объем и характер содержания образования;
      • дидактическая структура учебного плана, материала, программ, формы изложения.
  5. Процессуальная характеристика:
      • особенности методики, применения методов и средств обучения;
      • мотивационная характеристика;
      • организационные формы образовательного процесса;
      • управление образовательным процессом (диагностика, планирование, регламент, коррекция);
      • категория учащихся, на которых рассчитана технология.
  6. Программно-методическое обеспечение:
      • учебные планы и программы;
      • учебные и методические пособия;
      • дидактические материалы;
      • наглядные технические средства обучения;
      • диагностический инструментарий.
  7. Критерии оценки педагогической технологии:
      • эффективность;
      • результативность.

Классификация педагогических технологий

  1. Традиционные технологии
  2. Инновационные технологии

Традиционная технология обучения – это объяснительно-иллюстративное обучение.

Инновационные технологии классифицируются по 4 критериям:

  1. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.
    • Игровые технологии.
    • Технология проблемного обучения
    • Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)
    • Технология уровневой дифференциации
    • Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С.Границкая, В.Д.Шадриков)
    • Технология программированного обучения
    • Информационные технологии обучения.
    • Интерактивные технологии (дискуссии, дебаты, соревнования).
    • Технология решения интеллектуальных задач (ТРИЗ)
  2. Альтернативные технологии
    • Технология свободного труда (С.Френе)
    • Технология проектного обучения.
    • Технология мастерских.
    • Дальтон-технология.
    • Кейс-технология.
  3. Природосообразные технологии
    • Технология сбережения и укрепления здоровья
    • Технология обучения детей с признаками одаренности
  4. Технологии развивающего обучения
    • Технология развивающего обучения Л.В.Занкова. (для начальной школы)
    • Личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С.Якиманская).
    • Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко)
 
Объяснительно-иллюстративное обучение (традиционное)
 

Главные методы данного обучения – объяснение в сочетании с наглядностью, а виды деятельности учащихся – слушание и запоминание.

Это древний вид обучения, не утративший значения и в современной школе благодаря тому, что в него органически вписываются новые способы изложения знаний и новые виды наглядности.

Объяснительно-иллюстративное обучение имеет ряд важных преимуществ. Оно экономит время, сберегает силы учителей и учащихся, облегчает последним понимание сложных знаний, обеспечивает достаточно эффективное управление процессом. Однако есть и ряд недостатков, а именно: преподнесение “готовых” знаний и освобождение учащихся от необходимости самостоятельно и продуктивно мыслить при их освоении, а также незначительные возможности индивидуализации и дифференциации учебного процесса.

Проблемное обучение

Сущность проблемного обучения состоит в том, что учащиеся систематически включаются учителем в процесс поиска доказательного решения новых для них проблем, благодаря чему они научаются самостоятельно добывать знания, применять ранее усвоенные и овладевают опытом творческой деятельности (И.Я. Лернер). Этапы проблемного обучения отражены в таблице:
 
Действия учителя
Действия ученика
Создает проблемную ситуацию.
Осознает противоречия в изучаемом явлении.
Организует размышления над проблемой и ее формулировкой.
Формулирует проблему.
Организует поиск гипотезы - предположительного объяснения обнаруженных противоречий.
Выдвигает гипотезы, объясняющие явления.
Организует проверку гипотезы.
Проверяет гипотезы в эксперименте, решении задач, анализе и т.д.
Организует обобщение результатов и       применение полученных знаний.
Анализирует результаты, делает выводы принимает полученные знания.
 

Проблемная ситуация (или ситуация проблемности) возникает тогда, когда имеет место противоречие между знанием и незнанием. Она всегда характеризуется новизной.

Проблема - это задача, не имеющая стандартного решения, т.е. она решается не по схеме, алгоритму или образу. Поэтому проблема - это прежде всего поисковая задача, направленная на поиск недостающих для ее решения знаний. В обучении это будет такая задача, для решения которой необходимы новые знания и в процессе решения которой эти знания должны быть усвоены.

Методически правильно созданная проблемная ситуация обеспечивает возникновение у них познавательного интереса, раскрывает противоречие между познавательной потребностью и невозможностью ее удовлетворения с помощью ранее приобретенного запаса знаний и способов действия, помогает определить основную проблему, осмыслить ее и найти выход из затруднения. От умелого создания проблемной ситуации в значительной степени зависит успех организации проблемного обучения в целом.

Способы создания проблемных ситуаций:

  • побуждение учащихся к анализу противоречий, возникающих между понятиями и житейскими представлениями о них;
  • побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению, в результате которых возникает проблемная ситуация; выдвижение предположений (гипотез), постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения и др.
           
Достоинства
Недостатки
развивает мыслительные способности,
вызывает интерес к учению, пробуждает творческие силы.
не всегда можно применять из-за характера изучаемого материала, неподготовленности учащихся, квалификации учителя.
 

 Технология дифференцированного обучения

Дифференцированное обучение – это - форма организации учебного процесса, при которой педагог работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких- либо значимых для учебного процессе общих качеств.

 

Достоинства
Недостатки
Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей
Исключаются не оправданные и нецелесообразные для общества уравниловка и усреднения детей
У педагога появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному
Отсутствие в классе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания
Появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися к общественным нормам
Повышается уровень Я - концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности
Повышается уровень мотивации ученья в сильных группах
В группе, где собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться
Деление детей по уровню развития не гуманно
Высвечивается социально-экономическое неравенство
Слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними
Перевод в слабые группы воспринимается детьми как унижение их достоинства
Понижается уровень Я-концепции: в элитарных группах возникает иллюзия исключительности, эгоистический комплекс, в слабых группах снижается уровень самооценки, появляется установка на фатальность своей слабости
Понижается уровень мотивации ученья в слабых группах
Перекомплектование разрушает классные коллективы

Технология индивидуализации обучения

Индивидуализация обучения – форма, модель организации учебного процесса, при которой: педагог взаимодействует лишь с одним учеником; а один учащийся взаимодействует лишь со средствами обучения.

Индивидуальный подход позволяет ориентироваться на индивидуальные особенности ребенка в общении с ним и в процессе обучения.
 
Достоинства
Недостатки
позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям;
следить за его продвижением от незнания к знанию.
не формируется чувство коллективизма, взаимопомощи.
 
 

Информационные технологии

В практике информационные технологиями обучения называют технологии, использующие специальную технику и информационные средства.

 
Информационные технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучающему, средством осуществления которых является компьютер.
Формы использования ИТ разнообразны: от демонстрации на уроке до дистанционного образования.
Информационные технологии включают гипертекст и мультимедиа, программируемое тестирование и контроль, имитационное обучение, демонстрации.
 

Достоинства
Недостатки
наглядность учебного материала;
возможность моделирования процессов и явлений, которые нельзя в реальности получить;
объективность контроля;
демонстрация динамических процессов, явлений;
возможность самостоятельно учащимся выбирать скорость обучения;
углубление межпредметных связей за счет интеграции информационной и предметной подготовки
требует большого времени педагога для подготовки КМО;
необходима соответствующая квалификация для работы на ПК;
подготовленность учащихся к использованию ИТ.
 

Технология программированного обучения

Особенности программированного обучения, которое тесно связано с информационными технологиями (часто учащиеся самостоятельно осваивают учебный материал с помощью компьютера) заключаются в следующем:
  • учебный материал разделяется на отдельные порции;
  • учебный процесс состоит из последовательных шагов, содержащих порцию знаний и мыслительных действий по их усвоению;
  • каждый шаг завершается контролем (вопросом, заданием и т.д.);
  • при правильном выполнении контрольных заданий учащийся получает новую порцию материала и выполняет следующий шаг обучения;
  • при неправильном ответе учащийся получает помощь и дополнительные разъяснения;
  • каждый учащийся работает самостоятельно и овладевает учебным материалом в посильном для него темпе;
  • результаты выполнения всех контрольных заданий фиксируется, они становятся известными как самим учащимся (внутренняя обратная связь), так и педагогу (внешняя обратная связь).
 

Программированный учебный материал представляет собой серию сравнительно небольших порций учебной информации («слайдов», «файлов», «шагов»), подаваемых в определённой логической последовательности.

Технология модульного обучения

Модульное обучение — способ организации учебного процесса на основе блочно-модульного представления учебной информации.

Сущность модульного обучения состоит в том, что содержание обучения структурируется в автономные организационно-методические блоки — модули, содержание и объем которых могут варьировать в зависимости от дидактических целей, профильной и уровневой дифференциации обучающихся, желаний обучающихся по выбору индивидуальной траектории движения по учебному курсу. Сами модули формируются: как структурная единица учебного плана по специальности, в виде набора разделов из разных дисциплин, объединяемых по тематическому признаку базой. Отметки выставляются только за модули.

Технология игрового обучения

Игровое обучение — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.

Игра обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает и дает отдых. Но исторически одна из первых ее задач — обучение. Не вызывает сомнения, что игра практически с первых моментов своего возникновения выступает как форма обучения, как первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения. С целью выработки необходимых человеческих черт, качеств, навыков и привычек, развития способностей.

Личностно-ориентированное обучение (И. С. Якиманская

О личной ориентации обучения особенно активно говорят и пишут в последнее время. Все дети разные, а учителю в узких рамках урока нужно помочь каждому из учеников реализовать свой потенциал.

Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования

Одним из продуктивных путей реализации личностно-ориентированного обучения является обучение с использованием групповых форм, построенных по принципу сотрудничества и взаимной поддержки.

Больший эффект в обучении таких групп достигается, когда количество учащихся в группе составляет 5 человек и подобраны они с учетом их совместимости.

Три таком обучении повышается качество обучения, быстро формируются отношения между педагогом и обучаемым.

Результатом такого обучения является снятие уровня тревожности и напряженности.

Версия для печати